Как (не) собрать денег через краудфандинг?

"Дураки учатся на своих ошибках, а умные на чужих." Из выступления Антона Носика, на CrowdcultPro 2013.

Конец прошлой недели был очень богат на позитивные события. Одним из них стала CrowdcultPro, первая российская конференция, полностью посвящённая краудфандингу. Пусть не всё прошло так, как было запланировано, но в чём организаторы точно не прогадали, так это в богатстве контентного наполнения. Оба дня были насыщены интересными презентациями именитых спикеров. Мне удалось попасть на выступления Виктора Шендеровича, Ника Перумова, Антона Носика, Дмитрия «Митрича» Чернышева и других безусловно заслуживающих упоминания выступающих. Полный список экспертов вы можете найти на сайте конференции.

Составленный по результатам RIW 2013 пост, описывающий 15 типичных ошибок краудфандинговых проектов продолжает собирать тонны поискового трафика, именно по-этому я решил не изобретать велосипед и описать те ошибки, о которых рассказывали на конференции создатели более и менее успешных краудфандинговых проектов.

Уверен, эта статья будет полезна тем, кто создаёт свой первый проект на платформе классического краудфандинга, таких как Kickstrter, BOOMSTARTER или Planeta.ru. Кроме того, даже "звёзды" краудфандинга смогут найти в нём несколько техник, которые будут крайне полезны при сборе средств.

Напомню, что существуют и другие типы краудфандинговых платформ. Посмотрите мою полную классификацию российских краудфандинговых платформ →

1. Будьте готовы к тому, что ваш проект станет успешным

Это, наверное, единственная ошибка Андрея Тарусова, автора Спортивного Календаря на 2014 год. Напомню, проект Александра собрал рекордные 1127% заявленной суммы. Как рассказывает автор, после первой недели затишья за несколько часов ему удалось собрать более 300% заявленной суммы. Когда же счётчик перевали за миллион рублей, Андрей просто схватился за голову! В хорошем смысле, естественно. Ему теперь придётся подумать о производстве и логистике изначально незапланированных тысяч календарей. Интересно, что со схожей проблемой столкнулся и Эрик Мигиковский, создатель знаменитых часов Pebble, которые просто "взорвали" кикстартер в 2012 году. Об этом и многом другом говорится в одном из его интервью, с которым вам настоятельно рекомендую ознакомиться. Вывод: начиная проект, вы должны хотя бы примерно представлять, что делать, если проект соберёт к примеру 200% изначально заявленной суммы. Краудфандинг - это не кредит или факторинг, верхнюю планку здесь никто не ограничивает.

2. Реклама не работает

Если верить опыту Дениса Мохова, написавшего книгу Простая Наука, а также организатора конференции Анти Данилевский, таргетированная реклама в социальных сетях и поисковиках совсем не работает. Отбросим сразу подозрения в том, что авторы просто не умеют её готовить. Всё достаточно логично, в поисковых системах люди обычно кликают по рекламе, если они а) знают, что ищут и б) очень в этом нуждаются. Краудфандинговые проекты зачастую не относится ни к первой, ни ко второй категории. Вывод: не рассматривайте рекламный трафик, как значимый источник средств. С другой стороны интересный способ использования социальных сетей для сбора средств через краудфандинг описывает Денис Мохов:

Люди очень любят участвовать в опросах. Запустите в крупных сообществах ВКонтакте несколько опросов следующего вида: "Могли бы вы материально поддержать наш проект?". Через несколько дней запустите повторный опрос: "Вы уже поддержали наш проект?". Пусть у этого опроса будут только два варианта ответа: "Да" и "Нет, но собираюсь". После чего посадите мальчика, который напишет личные сообщения с напоминанием о необходимости поучаствовать в вашей краудфандинговой кампании каждому, кто отметил второй вариант. Подобные опросы реально работают!

3. Нужно собирать на физический проект

Это одна из тех ошибок, которых совершил, Ивана Хафизова, создатель Виртуального Музея Наличников. Когда вы выбираете цель сбора средств через краудфандинг, старайтесь думать в первую очередь о неэфемерных объектах: книгах, фильмах, играх, гаджетах и т.п. Донести идею сбора средств на изобретение, научное исследование или экспедицию возможно, но это потребует огромных трудозатрат. Другое интересное наблюдение Ивана связано с тем, что внимание СМИ может привлечь не только идея проекта, но и сумма, которую он собирает. Например, у вас будет намного больше шансов попасть в федеральную газету, если вы собираете 1 000 000 рублей, чем с условными 100 000 рублей.

4. Нужно готовиться заранее

Эту ошибку совершила команда Александра Дергай, разработчики видеоигры Легенды Эйзенвальда. Как я уже упоминал в разборе типичных ошибок краудфандинговых проектов, подготовку к запуску своего проекта на краудфандинговой платформе нужно начинать заблаговременно. Не откладывайте на потом общение со СМИ и блогерами! Ведь именно они составят костяк ваших PR активностей. Проработайте список наград и договоритесь с поставщиками и подрядчиками. Подумайте, о том, как вы будете доставлять награды. Распланируйте все PR активности. Пусть в ходе краудфандинговой кампании всё пойдёт не по плану, но в любом случае у вас будет набор готовых механик и инструментов, которые вы сможете применить даже в самой безвыходной ситуации.

5. Не используйте бесполезные классические СМИ

По-моему, классические СМИ на конференции не пнул только ленивый. То, что о уже упомянутом проекте Ивана Хафизова написали федеральные газеты и рассказали в программах на региональных радиостанциях не принесло практически ни рубля в копилку проекта. Проблема здесь в том, что обычно крупные СМИ просто ищут инфоповод и не дают прямую ссылку на проект. Также целевая аудитория этих СМИ чаще всего имеет лишь опосредованное представление о краудфандинге. Как советует Денис Мохов:

Если вы хотите, чтобы ваши PR активности достигли положительного результата идите с ними туда, где тусуется ваша целевая аудитория. Нам, например, очень помогли посты на Яплакалъ, pikabu и хабре.

Подводя итог, в этом и прошлом постах я рассказал о том, чего не стоит делать, если вы хотите собрать деньги с помощью инструментов краудфандинга. Как мне кажется, эту тему я исчерпал практически полностью. В ближайшее время [хотя, пока рано загадывать] я собираюсь осветить применение краудфандинга в различных отраслях, таких как разработка видеоигр, книгоиздательстве, съёмке кинофильмов и музыкальном бизнесе.

Отличным завершением этого позновательного поста будет список записей выступлений первого дня Crowdcultpro, любезно предоставленных организаторами конференции.

Плюсануть
Поделиться
Класснуть