Почему вы использовали краудфандинг?
Идея использования площадки краудфандинга пришла в 2013 году, когда я случайно увидел проект Андрея Тарусова календарь «Олимпийские игры 2014». Я подумал, что задумка хороша, и что я обязательно запущу свой проект. Через 3 месяца я закинул один проект, и он до сих пор висит в черновике, но скоро запустим. Я и не думал о финансировании как такововом, я просто хотел узнать мнение людей, сделать рекламу и собрать деньги на первый тираж календарей.
Почему вы запустили проект на Boomstarter, а не на Planeta.ru?
О, так как повторюсь знакомство с краудфандингом у меня было через Boomstater, а про Planeta.ru вообще не слышал, и после запуска проекта мне уже показали её. Возможно, если это позволит система, и там запустимся (может сейчас, а может на следующий год). Нужно познакомиться поближе и узнать условия.
На сколько в краудфандинге для вас важны деньги? Почему?
В краудфандинге не столь важны деньги (лично для меня), и как показывает практика, основная часть около 80%, это твои знакомые и друзья (и их друзья). Я это почему говорю, смотрю по статистике регистрации спонсоров, они становятся спонсорами в тот же день, когда проходят регистрацию на сайте. Деньги конечно важны, без них трудно сдвинуться с места. Но рекомендация, для всех стартапов, которые хотят использовать площадки краундфандинга, это хороший круг знакомых, друзей (который поддержит хотя бы репостом и 50 рублями) и целевая аудитория, которой интересен ваш продукт. Т.е. вы заранее должны собрать аудиторию, которой будет интересен ваш продукт, и после запуска чтобы вы могли к ним обратиться и сказать, – ВОТ ОН ПРОДУКТ, ДАВАЙТЕ НАЛЕТАЙТЕ! ☺
Какой совет вы дадите авторам проектов?
Ооо, тут советов очень много. Просто все и сразу не напишешь. Попробую сделать акцент на основные моменты:
- Ни секунды НЕ СИДИТЬ сложа руки, ДЕЙСТВОВАТЬ всегда и постоянно!
- Начните с сообщений друзьям и знакомым с просьбой поделиться у себя на странице. Написав пару слов (обязательно!), рекомендаций, чтобы не была просто ссылка.
- ПИШИТЕ КАЖДОМУ индивидуально! НЕ КОПИРУЙТЕ свои сообщения, так как все скопированные сообщения попадают в СПАМ или в другие и ваши друзья не увидят их. Писать нужно каждому индивидуально! Не сплошным текстом, как вы например пишите при простом общении. Иначе и эти ваши сообщения уйдут в спам. И не спешите, помните, что между сообщениями должно пройти некоторое время, Facebook не блокирует ваш аккаунт, но может закинуть письма в спам, а ВКонтакте могут и заблокировать за сверх активность!
- Если не получили от них ответа, через 3-5 дней, спросите у них еще раз, получили ли они вашу просьбу. И/или напишите в комментариях, как показывает практика, у некоторых вообще нет или не работает (или не заходят) в сообщения.
- Просите не только поделиться, но и поддержать вас минимум 50 рублями!
- Помните, чем больше репостов, тем больше шансов, что ФБ и ВК будет поднимать сам ваши посты, когда увидят активность, что ему покажется интересным и о вашем проекте узнают и другие люди, которые никак не связаны с вашим кругом.
- Знайте, вам нужно ежедневное пополнение ваших рядов новыми спонсорами (пусть даже и по 50 рублей), это позволит вам подняться в раздел «Популярные» на главную страницу (минимум в день должно быть по 10 спонсоров).
- Кросспостинг! Изучите его от начала и до конца! Уделите ему особое внимание! Коротко могу лишь добавить, не пишите (не тратьте свое время) в завершившиеся успешные проекты (они не отвечают!).
- Продвигайте страницу в Facebook – только от него вы получите эффект, и мало того, у вас страница будет уже с подписчиками для дальнейших ваших продуктов. Которые будут следить за вашими обновлениями, делиться вашими постами и покупать вашу продукцию Главное, правильно настроить таргетинг, чтобы была только целевая аудитория.
Каких ошибок вы бы хотели избежать?
Без готовой целевой аудитория никогда не пойду на площадку. Сначала нужна аудитория, а потом уже проект на площадке краудфандинга. Или же есть три других пути: 1. Поддержка очень крутой медиа площадки (не один раз в начале или в конце, а постоянная). 2. Либо (если проект имеет благотворительный уклон) ждать чудо и какого-нибудь мецената. 3. У вас уже есть свой интернет магазин и готовый продукт, это поможет вам дополнительно поднять узнаваемость вашего бренда (на своем сайте сделаете акцию, тем кто поддержит ваш проект).
Откуда пришло большинство спонсоров? Какие источники трафика сработали лучше, какие хуже?
Ну как я уже выше упоминал, это свой круг общения, друзья и их друзья. По другим источникам трафика, если смотреть на мой проект (конечно, каждый проект индивидуален, и я не могу утверждать, что это будет со всеми проектами), то главный источник – это Фейсбук, потом идет ВК. Я пробовал почти всё – и реклама на крупных блогах ВК, ЖЖ и ФБ, и реклама на ЯПакалъ и VIRINK. Запустил рекламу на YouTube (кстати, если у вас классный ролик, обязательно сделайте это!) и запустил Landing page (одностраничный сайт) и многое другое! ВЫВОД, ОДНОЗНАЧНО ФБ!
Что сильнее всего влияет на успех проекта?
Мне кажется, смотря какие цели преследовать. Но они все перечисленные пункты – это основа краудфандинга и любого другого начинания!
Оформление. Сначала конечно нужно оформить и подать красочно, тот продукт, на который можно было сказать «ВАУ! КРУТО!» (конечно у нас это не получилось).
Идея. Она может быть и не революционной, главное придать ей какую-то УНИКАЛЬНОСТЬ.
Авторитет. Конечно, не без личного авторитета, так как первые кто поддержит, это ваши друзья и близкие (если вы всем должны, то навряд ли кто-то протянет руку, хотя не знаю).
Продвижение. Думаю этот вопрос нельзя обходить сторонй, если у вас нету опыта, попросите друзей, найдите кого-нибудь, кто подскажет и поможет (можете попросить меня). Вопрос продвижения – это самый главный фактор успешности проекта!
В общем нужна реклама, без рекламы и вложений, шансы минимальны. Или дать чуда, и крупного мецената (обычно благотворительные цели).
Если умножить количество наград на количество спонсоров получится 211 300 рублей, как проект получил ещё 100 000 рублей?
Ого! Вы считали мои деньги ☺ Шучу. Большой заказ – это корпоративный на 55000 рублей от нашего крупного спонсора – Гостинично-Ресторанный Комплекс Марфино, который заказал календари для своих партнеров и гостей. Остальные, это спонсоры, которые выбрали одну сумму и умножили её на количество календарей, которые они хотели бы приобрести. Поэтому получилось так, что выбрав 500 рублей, они оплатили 4000 в комментариях написали 8 шт.
Вы сам спонсор 25 проектов на Boomstarter, расскажите об этом опыте. Как вы выбираете проекты?
Уже 32 проектов ☺ Дело не в том, что я явлюсь спонсором из-за материальной выгоды. Во-первых, проекты очень интересные и хотелось бы, чтобы они реализовались и воплотились в жизни. Во-вторых, я не спонсирую проекты, которые и без меня уже набрали свои суммы (они изначально пришли на проект, специально занизив стоимость проекта, это дополнительная реклама, которую я не хочу поддерживать) и будут успешными. И в-третьих, в редких случаях иду против своих взглядов и поддерживаю проекты, которые мне не нравятся, только потому, что красиво попросили, а я не люблю и не могу отказывать.
Коротко о главном:
- Важно чтобы делились ссылкой на ваш проект (в ФБ интересные ссылки, которые набирают максимальные репосты, показываются и другим пользователям).
- Репосты хороши, но просите ещё, чтобы писали комменты к этой ссылке (так проявится интерес к проекту его друзей).
- И просите поддержать вас личным участием, чтобы закинули хотя бы 50 рублей (чем больше у вас каждый день новых спонсоров, тем быстрее вы подниметесь на главную страницу).
- Пишите каждому лично, не копируйте сообщения, иначе они попадут в спам. Переспросите, получил ли он от вас сообщение или нет.
- Продвигайте страницу в Facebook – только от него вы получите эффект, и мало того, у вас страница будет уже с подписчиками для дальнейших ваших продуктов.
- Кросспостинг – эффективность не доказана, есть переходы и спонсоры, но нам важен любой метод (особенно бесплатный).
- НЕ НАЧИНАЙТЕ ПРОЕКТ, ПОКА НЕТ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ!!!