Сегодня в выпуске рубрики Почему Краудфандинг у нас Юлия Шляндина, специалист по фандрайзингу АНО “Опека”. Эта Тамбовская благотворительная организация помогает престарелым людям, которым некому помочь. На Boomstarter у АНО “Опека” 3 успешных проекта со сбором в 303 504 рублей, на Planeta.ru таких проектов 5, а сбор составил 373 475 рублей.
В России наблюдается тенденция демографического старения населения. Эта проблема требует комплексного подхода, решения уже сейчас, пока мы молоды и полны энергии. Какой будет старость — зависит от каждого из нас.
На Planeta.ru проекты поддержало в 2 раза больше людей: 478 против 231 на Boomstarter. На Boomstarter средний чек по проектам в 2 раза выше, чем на Planeta.ru (1425 рублей против 781 рубля). Мы обнаружили, что 65% собранной суммы (443 029 рублей) приходится на чистую благотворительность – “любая сумма” или осознанное превышение стоимости награды. Среди прописанных наград больше всего денег принесли награды за 1000 рублей (49 000 рублей), на втором месте – за 2500 (32 500 рублей).
Из 185 спонсоров, поддержавших проекты на Boomstarter, 160 поддержало один проект, 23 поддержало два проекта, и 2 человека поддержало три. Из 382 спонсоров, поддержавших проекты на Planeta.ru 322 поддержало 1 проект, 32 поддержало 2 и 22 человека поддержало 3, 4 – 4, а 5 поддержало 2.
История краудфандинга
Почему вы выбрали краудфандинг?
С краудфандингом я знакома не так давно. Я интересовалась темой 3D печати, и наткнувшись на проект The Micro на Kickstarter, поняла что эта тема не безразлична еще как минимум 12 тысячам бэкеров. В этот момент пришло осознание сколь гениальна находка. Краудфандинг открывает новые возможности и дает понимание востребованности твоей идеи.
Краудфандинг — один из источников финансирования проектов. В АНО “Опека” мы используем и другие инструменты фандрайзинга. Краудфандинг дал нам выход на частных спонсоров. Этот инструмент понятен, безопасен и удобен.
Какие проекты послужили для вас примером перед стартом первой кампании?
Знакомство с опытом зарубежных площадок происходило из чистого любопытства. Он кардинально отличается от российского. Аудитория российского краудфандинга творческая, и к ней нужен свой подход. Это ощущаешь,когда ты решаешь социальные задачи, а не записываешь альбом и не снимаешь фильм. Мы помогаем старикам, которые остались без заботы близких. Для нас примером послужили проекты Фонда помощи хосписам «Вера». Это лидер паллиативного движения в стране.
Ваш фонд единственный в Тамбове привлекает деньги через краудфандинг, сложно объяснять людям, что это такое?
Мы не брали на себя просветительскую функцию. Мы занимались привлечением спонсоров на решение конкретных социальных задач. Каким образом – вопрос второстепенный. Людям важно понимать в чем они участвуют, например, в сборе на замену старых провисших кроватей для бабушек и дедушек. По завершении проекта спонсоры видят результат: финансовый отчет, фотографии, улыбки на лицах стариков. Краудфандинг сделал процесс участия в общем деле простым и удобным.
Советы авторам
Расскажите о сходствах и отличиях процесса сбора средств на Boomstarter и Planeta.ru?
Отличия известны: заключаются в условиях подачи заявок. На Boomstarter.ru условия жестче, в этом есть определенный смысл.
Что касается поддержки менеджеров платформ, команды везде оперативно работают и очень отзывчивые.
Какие общие советы вы можете дать авторам?
Еще за неделю до запуска проекта осознать тот факт, что успех на 99,9 % зависит вас. Не сдавайтесь. Авраам Линкольн своей жизнью символизирует непреодолимую волю к победе. Девиз, которым он руководствовался: «Это маленькая неудача, но не провал», подходит, как в работе над краудфандинговыми проектами, так и по жизни.
Что вы делали, чтобы привлекать спонсоров?
Нам приходилось исходить из специфики проектов. Рассчитывать на постоянных благотворителей, близких друзей, которые доверяют нам и поддерживают. Социальные сети давали результат. Со СМИ гораздо сложнее. Проблемы пожилых людей, благотворительность, добро — не темы для СМИ. Интриги, расследования. Вот чем пестрят новости.
Каких ошибок вам бы хотелось избежать?
Я бы не позволила себе расслабляться на этапе после запуска проекта и так избавила бы себя от бессонных ночей в последние дни до его завершения 🙂
Пользовались ли вы возможностью продления проектов, которую даёт Planeta.ru?
Да. Решение о продлении проекта было принято из-за того, что всех сотрудников отвлёк от работ по краудфандингу срочный проект. Продление позволило собрать необходимую сумму. Проект реализован.
Анализ проектов
На Boomstarter средний чек по вашим проектам в 2 раза выше, чем на Planeta.ru (1425 рублей против 781 рубля). С чем вы это связываете?
На Planeta.ru проекты АНО «ОПЕКА» носят благотворительный характер. Как правило спонсор делает взнос, потому что хочет помочь одиноким бабушкам и дедушкам. На Boomstarter по проектам предлагались стоящие вознаграждения (футболки и книги с за подписью автора). Возможно, это повлияло на решение о размерах взноса.
Мы обнаружили, что 65% собранной вами суммы (443029 рублей) приходится на чистую благотворительность – “любая сумма” или осознанное превышение стоимости награды. С чем вы это связываете?
По благотворительным проектам спонсоры выбирают категорию «любая сумма» (без вознаграждения), либо отказываются от вознаграждения, выражая желание, чтобы сумма пошла на благотворительный проект. Выбор мы оставляем за спонсором.
Среди прописанных наград больше всего денег принесли награды за 1000 рублей (49 000 рублей), на втором месте – за 2500 (32 500 рублей). С чем вы это связываете?
Эти показатели подтверждают статистику по краудфандингу в целом: вознаграждение за 1000 руб. самые востребованные.
С чем вы связывается высокую долю повторных спонсоров в ваших проектах?
В краудфандинге важен результат. Когда спонсоры поверили в проект и сделали взнос, финальный выход за авторами проекта. Мы реализуем обещанные вещи вовремя и даём полный отчёт по проектам. Мы благодарны спонсорам за доверие, ценим каждого из них. Ведь это не мы, а они меняют жизнь.