Первым на мой импровизированный операционный стол попала успешная компания на Кикстартере интерактивной графической новеллы Troubadour. Основой для статьи стал опубликованный авторами пару месяцев назад постмортем.
Этот проект интересен в первую очередь выбранным жанром, который, хотя и сближает его с традиционно успешными игровыми проектами, дистанцирует от массмаркета. Также можно отметить необычный 8-битный графический стиль новеллы, который близок инди разработчикам и ключевой целевой аудитории проекта, фанатам олдскульных игр и комиксов. Общее впечатление от проекта вы можете получить, посмотрев его ролик:
За отведённые 30 дней создатели проекта собрали около 17 тысяч долларов от 362 бекеров. На графике ниже представлены сборы по дням.
На графике видно, что после первых нескольких дней, сопровождавшихся большой активностью в аккаунтах социальных сетей создателей проекта, количество собираемых средств выравнивается. Так как в конце проекта повышается количество производимых обновлений вырастает и сумма получаемых средств. Пик в конце кампании связан, во-первых, с увеличением активности авторов и их друзей в социальных сетях, а, во-вторых, с покупкой трёх наиболее крупных наград суммой в 1 000 долларов. Эти награды были предложены предложены на суд бекеров только на 15 день кампании.
Интересно, что другие крупные награды за 300 (персонаж новеллы, созданный по описанию бекера) и 600 долларов (персональная сцена с участием бекера) были практически полностью выкуплены в самом начале проекта. Авторы уверены, что их ЦА подобные награды очень понравились. Однако, наиболее популярной была награда ценой всего в 10 долларов, наименьшая, которая включала цифровую копию игры. Ниже представлено распределение наград по количеству купленных бекерами:
Если говорить о маркетинге, то на SMM было потрачено всего 25 долларов на два платных продвижения постов в Facebook. В качестве таргетинга были выбраны следующие интересы: краудфандинг, Kickstarter, Sword & Sworcery, Seattle, Fez и схожие ключевые слова. Оба поста были по-разному таргетированы, но оба вели напрямую на страницу проекта на Kickstarter. Итогом стали два вливания по 50 и 60 долларов соответственно. Хотя результаты этих экспериментов были небольшие, авторы их очень позитивно оценили. Специально саму страницу проекта или компании разработчика авторы не продвигали.
Другим интересным наблюдением стало деление бекеров на тех, которые пришли на Kickstarter напрямую и по реферальным ссылкам с социальных кнопок “Поделиться”. Вы можете увидеть его на графике ниже в разрезе просмотров ролика:
Наибольшими по количеству бекеров были следующие источники трафика: Twitter (53), Прямой траффик (50) и Facebook (45 и 4 от платных продвижений постов). Что касается продвижения в СМИ, наибольший эффект дало размещение интервью на ресурсах Joystiq и Polygon, 10 и 8 бекеров соответственно. Статьи на других ресурсах, содержащие просто упоминания о проекте, имели меньший эффект. Каждая такая статья принесла от 2 до 4 бекеров. Около 28% бекеров пришли напрямую с Kickstarter, но учитывая опыт предыдущих проектов, можно с уверенностью сказать, что, на самом деле, доля этого источника трафика несколько меньше, а его значение иногда преувеличено.
Несколько советов от создателей проекта:
- Бекеры хотят знать, кому дают деньги, так что обязательно создайте видео, рассказывающее о вашей команде;
- Расскажите о своей идее друзьям и членам семьи за несколько недель до старта проекта. Это позволит им хорошо подготовиться;
- Внимательно проверяйте список бекеров, так как иногда они забывают отметить выбранную награду;
- Обязательно свяжитесь с местными сообществами они могут дать неоценимую поддержку и траффик;
- Если это ваша первая краудфандинговая кампания, заложите в бюджет расходы на доставку наград;
- Около 4% ваших бекеров столкнуться с проблемами при оплате, не забудьте написать для них подробную инструкцию.
Адаптация для российских краудфандинговых проектов:
- Алтернативой платного продвижения постов в Facebook может стать таргетированная реклама ВКонтакте. Эффективно таргетировать по группам в социальных сетях отдельных площадок;
- На траффик с самой плащадки лучше вообще не рассчитывать. Если он и будет, то это скорее исключение, нежели правило. Краудфандинговое коммьюнити в нашей стране пока ещё не сформировано.
- Обязательно закладывайте в проект транспортные риски и издержки.
Дополнительные источники
Перед запуском проекта обязательно ознакомьтесь со следующими статьями в этом блоге: 15 типичных ошибок краудфандингового проекта и Как (не) собрать денег через краудфандинг?
Если вам понравилась эта статья и у вас появились идеи и комментарии напишите об этом в твиттере с хештегом #толпапрофинансирует. Если вы хотите разместить постмортем проекта или обсудить насущные вопросы краудфандинга пишите мне во ВКонтакте.