“Еда” не популярная категория российского краудфандинга. Мы обнаружили 31 проект, авторы которых собрали 6 миллионов рублей. Спонсорами выступило 3 тысячи человек, а средний чек составил 2 тысячи рублей. 70% суммы собрали 23 проекта на Boomstarter. Признаемся, результаты не впечатлили. Но и в этой категории мы нашли бриллианты, это LavkaLavka, Кирилл Готовцев и Гузель Санжапова.
Гузель реализовала уже три краудфандинговых проекта и собрала 2 381 929 рублей, 40% суммы сборов категории. Идею поддержало 1729 человек, а сборы первого проекта (Крем-мед с ягодками. Оборудование для пасеки) превысили заявленную сумму в 3 раза. Кроме того, за плечами этой молодой девушки бизнес по пошиву галстуков-бабочек. Но сегодня не об этом.
Наивысшей популярностью в проектах Гузель пользовалась категория наград за тысячу рублей, её выбрало 300 спонсоров. Категорией наград, которая принесла автору больше всего денег стали награды за три тысячи рублей, которые купили 115 спонсоров на сумму в 345 тысяч рублей. Наконец, был один спонсор, который выкупил награду за 300 тысяч рублей. Кроме того 121 тысяча рублей была получена безвозмездно, что говорит о социальной направленности проектов.
Гузель — социальный предприниматель. Она восстанавливает деревню Малый Турыш на Урале и создаёт рабочие места на пасеке для местных жителей. Для российского краудфандинга это понятная история: мы знаем сотни благотворительных проектов, знакомы с площадками социального краудфандинга: Тугеза.ру, Добро@Mail.ru. Благотворительные и социальные проекты это то, на что жители страны готовы жертвовать. Но отличает историю Гузель то, что деньги она собирает в том числе, чтобы привлечь внимание к проблеме, популяризировать правильное дело и донести до людей идеи доброты и взаимовыручки. Но об этом лучше расскажет она сама.
Почему вы использовали краудфандинг?
Краудфандинг – лучший инструмент, если ты хочешь, чтобы о продукте узнало максимальное количество людей. Кроме того, это альтернатива банкам и инвесторам – после выполнения обязательств и вручения вознаграждений спонсорам, ты никому ничего не должен. По этому этот инструмент подходит, когда ты ведешь проект в рискованном секторе сельского хозяйства, Наше производство уже давно способно само приносить доход, а деньги мы привлекаем чтобы ускорить его развитие.
Я звершила уже три краудфандинговых проекта, потому на собственном примере говорю, что такая кропотливая работа приносит ощутимый результат, который оценивается далеко не в деньгах. Краудфандинг это не только про деньги, но и про историю.
Краудфандинг — единственный источник финансирования для проекта?
Конечно не единственный, деньги на производство также идут из Cocco bello и из бизнеса отца. Классических инвесторов мы не привлекаем. Все же хотят вовремя войти и вовремя выйти с прибылью, а моя история немного не про это.
Но краудфандинг – это не только инструмент финансирования, но и маркетинга. Пусть деньги и собираются долго, зато ощутимая сумма приходит в бизнес моментально. Когда ты ведешь несколько проектов, “вынуть” такую сумму из оборота не реально. По крайней мере в моих масштабах. То есть краудфандинг для нас – это источник долгих денег. Его удобство в том, что кредитные деньги крайне рискованы, а вот краудфандинговые исключительно полезны и не несут дополнительных рисков, если ты честен со своей аудиторией.
А сколько вы потратили на рекламу и PR проектов?
На рекламу и PR 0 рублей. Только лично время. Авторы не осознают ценности полученных через краудфандинг денег, здесь я говорю не о 5% комиссионных платформы. Моё время стоит не дешево, и это сама главная инвестиция в проекты.
Как экономический кризис отразился на аудитории?
Люди стали сложнее расставаться с деньгами, но кризис не сильно сказался. Поменялись реалии. Год назад вКонтакте был активнее, а сейчас, наоборот, Facebook. Много чего поменялось и в прессе. Часть журналистов охладели к теме краудфандинга, часть изданий сменили редакционную политику. Ну и текучка журналистов большая.
Почему вы выбрали Boomstarter?
Ещё рассматривалась Planeta.ru, но Boomstarter работает гораздо быстрее. Со мной мгновенно связались и акцептовали заявку.
Вы планируете использовать краудфандинг в дальнейшем?
Я планирую, что это была моя последняя краудфандинговая кампания. Но не исключаю, что возможно пойдем – я собрала свою аудиторию и, как знать, может быть моя следующая идея будет еще интереснее. В процессе краудфандинга я всегда говорю, что это ПОСЛЕДНИЙ РАЗ, но потом отсыпаюсь, отдыхаю и начинаю думать иначе. Ближайшие полгода покажут.
Поддержите Гузель в конкурсе Lipton Goodstarter!
В статье использованы фотографии студии Kehome Design.